Узлы теория

Описание узлов

Существует несколько тысяч (более четырех) морских узлов. Естественно, мы не ставили целью описать их все. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.

Для начала необходимо условиться о терми­нологии. Неподвижный конец (тот вокруг кото­рого вяжут) мы будем называть коренным кон­цом, а движущийся в процессе вязки (тот кото­рым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем назы­вать грузовыми концами.

Узел встречный (рис. 1в).

image002 

Рис. 1. Встречный узел.

 

Сейчас применя­ется только на плоских лентах для их связыва­ния. На одной ленте завязывается обычный кон­трольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), по­сле чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).

Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нем велико. На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекоменду­ется.

Прямой   узел (морской).

image004 

Рис. 2 г. Прямой узел

 

Применяет­ся для связывания вере­вок одинакового диа­метра, сейчас на прак­тике почти не исполь­зуется, т. к. недостаточ­но надежен. Вместо не­го используются новые, более надежные узлы, описанные ниже.

На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец (рис. 2а),

image006

Рис. 2 а.

затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно (рис. 2б).

image008

Рис. 2б

Воз­можен и другой способ завязывания прямого уз­ла (рис. 2в).

image010

Рис. 2 в.

Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить чтобы короткие и длинные концы выходили из узла на­против друг друга, после чего завязываются контрольные узлы.

image012

Рис. 2 д. Неправильный узел («бабий»).


Узел шкотовый.

Применяется для связыва­ния веревок разного диаметра. Сейчас на практике почти не используется из-за недостаточной надежности и дается для лучшего освоения узла брамшкотовый. Сначала на веревке большего диаметра делают петлю, куда пропускают верев­ку меньшего диаметра (рис. 3 а),

image014

Рис. 3 а.

затем соверша­ют рабочим концом обнос вокруг петли и пропу­скают его между петлей и рабочим концом (рис. 3б).

image016

Рис. 3 б.

После этого узел очень аккуратно расправля­ют и затягивают, обязательно завязывая конт­рольные узлы (рис. З в).

image018

Рис. 3 в. Шкотовый.

 

Узел брамш­котовый применя­ется

Для связыва­ния веревок разно­го диаметра, на­дежнее шкотового из-за   большего трения. Начало его вязки такое же, как у шкотового (рис. За, б), но соверша­ется еще один об­нос рабочим кон­цом вокруг петли, затем рабочий ко­нец пропускается между петлей и рабочим кон­цом (рис. 4а), узел аккуратно расправляется и за­тягивается, завязываются контрольные узлы (рис.46).

image020 Рис. 4 а.image022

  Рис. 4 б. Брамшкотовый


 зел грейпвайн 

Применяется для связы­вания веревок одинакового диаметра. Как и любой узел грейпвайн ослабляет веревку, но коэффициент ослаб­ления всего 0,95 (т. е. теряется всего 5% прочности — других узлов с таким коэф­фициентом ослабле­ния нет). Завязанный на лентах наоборот упрочняет их в этом месте в два раза. Од­нако, узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Бли­жайшим аналогом по применению является встречная восьмерка.

Узел состоит из двух полуузлов, завя­зываемых последова­тельно концами пра­вой и левой веревок (рабочие концы по 10—20 см). При за­вязывании полуузла работает только конец одной веревки. Способ вязки аналогичен ткацкому узлу.

 —           две веревки складываются вместе навстре­чу друг другу связываемыми концами, правая вы­ше левой (рис. 5а)

image024

Рис. 5 а.

—              конец правой веревки загибаем на 90° по­верх левой к себе (рис. 56)

image026

Рис. 5 б, в.

— заводим конец вниз и охватываем обе ве­ревки, относительно этого витка конец смещает­ся в сторону правой веревки, вновь загибаем ко­нец к себе (рис. 5в)

—    еще раз заводим конец вниз, проводя вто­рой охват веревок, снова смещая конец в сторону правой веревки, охват заканчивая занеся конец над обеими веревками (рис. 5г).

image028

Рис. 5 г.

 — параллельно ложбине, образованной левой и правой веревками, пропускаем конец под обеи­ми витками в сторону левой веревки и затягива­ем полуузел (рис. 5г, д)

image030

Рис. 5 д.

 Аналогично завя­зываем второй полу­узел:

— конец левой ве­ревки загибаем на 90° поверх правой от себя (рис. 5е)

image032

Рис. 5 е.

— заводим конец вниз и охватываем обе веревки, по-прежнему смещая конец в сторону готового по­луузла (рис. 5ж)

image034

Рис. 5 з, и. Грейпвайн

— вновь заводим конец вниз и охваты­ваем обе веревки, смещая конец в сто­рону готового полууз­ла, охват заканчиваем занеся конец под правой и левой веревками (рис. 5ж)

— параллельно ложбине, образованной пра­вой и левой веревкой пропускаем конец под обеими витками готового полуузла и затягиваем его (рис. 5з)

— потянув за веревки подтягиваем полуузлы друг к другу. Готовый узел изображен на рис. 5 з, и.

Грейпвайн не требует контрольных узлов, по­сле завязывания обязательно должен быть рас­правлен. Под нагрузкой сильно затягивается, по­сле чего нелегко развязывается. При развязыва­нии следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один полуузел и развя­зать его, затем выдернуть веревку из второго по­луузла и развязать его.

Встречная восьмерка

применя­ется для связывания веревок одинаково­го диаметра. Пер­вый этап ее вязки состоит в завязыва­нии на одном конце «пустой» восьмерки (рис. 6а), затем эта восьмерка просле­живается рабочим концом (рис. 6б).

image036

 Рис. 6  а,б, в. Встречная восьмерка.

Из-за большого трения узел очень надежен и не требует контрольных узлов, может применяться на плоских лентах (при этом его нужно аккуратно расправлять). Способ вязки аналогичен встречному узлу.

Узел проводника

вяжется на концах вере­вок для закрепления на рельефе или на страхо­вочной системе участника, на концах перильных веревок и концах веревок и лент, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец веревки складывают петлей, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли» (рис. 7а),

image038

Рис. 7 а,                   б.

по­сле сего рабочая петля   обносится вокруг   коренной, поворачивается на 180°, вынимается во вторую петлю и затягивается (рис. 76). Для закрепления веревки и в не­которых других слу­чаях узел проводни­ка завязывается од­ним концом. Для этого делается конт­рольный узел, затем

image040

Рис. 7 в. Проводник.

image042

Рис. 7 в. Проводник (одним концом).

рабочий конец обносится вокруг того, за что кре­пится веревка (камень, выступ, дерево и т. д.) и рабочим концом прослеживается завязанный раньше контрольный узел аналогично встречно­му узлу (рис. 7г). Узел проводника обязательно требует контрольного узла, т. к. трение в нем не­достаточно велико (рис. 7в) и на практике часто заменяется восьмеркой, однако изучать его стоит для лучшего усвоения восьмерки и двойного про­водника.

Узел восьмерка

применяется так же как и узел проводника, но является более надежным и не требует контроль­ного узла, т. к. тре­ние в нем велико. Первый этап его вязки такой же, как и узла провод­ника (рис. 7а), но рабочая петля об­носится на полный оборот, т. е. на 360° и выни­мается в то же отверстие (рис. 8а).

image044

Рис. 8а.

Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминаю­щий восьмерку, поэтому легко запоминается. Так же как и проводник узел может быть завязан одним концом.

image046

Рис. 8 б. Восмерка.

Узел двойной проводник («заячьи уши»)

 применяется в случаях, когда из узла должно вы­ходить две петли: при прощелкивании репшнура в карабин, для связывания беседки и в спасатель­ном деле для транспортировки пострадавшего.

Первый этап его вязки похож на начало завязывания узла проводника, но из петли вы­нимается сдвоенная веревка (похоже на заячьи или осли­ные уши, (рис. 9а)), затем пет­ля накладывается на эти «уши» и у основания узла придерживается большим паль­цем, а узел затягивается (рис. 96),

image048

Рис. 9 а.                                 Рис.9 б.

 после чего узел аккуратно расправляется и внимательно проверяется его рисунок, т. к из-за перекручивания веревки могут легко возникнуть ошиб­ки. Двойной проводник очень надежен и имеет большое тре­ние в узле, поэтому не требует контрольных узлов (рис. 9в),

image050

Рис. 9 в. Двойной проводник.

 

под нагрузкой сильно затяги­вается.

Узел австрийский проводник (узел среднего, бергшафт),

применяется для за­крепления середины веревки на рельефе или на страховоч­ной системе среднего участ­ника в связке, при изготовле­нии веревочных носилок. Пер­вый этап — веревка укладыва­ется «восьмеркой» (рис. 10а),

image052 image054

Рис. 10                        а.                                        б,                                                            в.

Австрийский проводник.

второй этап — верхняя петля загибается к основанию и вынимается снизу из нижней петли (рис. 106), после чего узел затяги­вается (рис.10в).

Схватывающий узел (прусс)

применяется для самостраховки при движении по вертикаль­ным и наклонным перилам, для натяжения по­лиспаста. Вяжется обязательно веревкой мень шего диаметра на веревке большего диаметра. Первый этап — на коренном конце (большего диаметра) петлей совершается один оборот (рис. 11 а)

image056

                                     Рис. 11          а,                           б,                          в. 

Схватывающий.

второй этап — совершается второй оборот (рис. 116), третий этап — узел расправляется и затягивается, узел имеет хорошо запоминаю­щийся рисунок (рис. 11в), в распущенном состо­янии свободно двигается по веревке, а при рез­кой нагрузке затягивается и перестает двигаться по веревке (если не зажат в руке). Другой способ вязки схватывающего узла одним концом, а не петлей как было описано выше. Этот способ подробно изображен на рис. 11г, д и вряд ли тре­бует комментариев.

image058

Рис. 11 г, д,

Австрийский (несимметричный, косой) схватывающий

применяется на оледенелых и мокрых веревках, там, где обычный схватываю­щий недостаточно надежен и работает (затяги­вается) только при нагрузке в одну сторону — ту­да, где больше витков. От обычного схватываю­щего, завязанного одним концом, отличается только тем, что с одной стороны делается больше витков (рис. 11 е). Возможное количество вит­ков 2 и 3 или больше, но 1 и 2 витка нельзя признать достаточно надежным.

image060

Рис. 11 е. Австрийский (косой) схватывающий.

 

Узел   булинь (обвязочный,   беседочный)

применяется для закрепления веревки на рельефе или для обвязки чело­века (если отсутствует пояс Абалакова или страховочная система). Этапы его вязки изображены на рис. 12 и вряд ли нуждаются в описании, следует только отметить, что петля, в которую пропускается ходовой конец, обязательно должна быть сделана на кон­це, который будет потом нагружаться, как это показано на рис. 12а, иначе узел будет за­вязан неправильно.

image062

Рис. 12 а, б, в. Булинь.

Узел стремя (выбленочный)

применяется как точка опоры для ноги или, если завязывается одним концом, для закрепления веревки на рель­ефе. Завязывание стремени показано на рис. 13 а, б, в. Нужно отметить, что руки, держащие ве­ревку, поворачиваются под углом 180° по часо­вой стрелке (рис. 13 а, б), затем полученные пет­ли совмещаются (рис. 13в).

 image064image066

 Рис. 13 а, б,  е

Стремя

Иногда, например, при падении в трещину, возникает необходи­мость завязать стремя одной рукой (вторая заня­та или повреждена) этот способ изображен на рис 13г, д и не нуждается в комментариях.

image068

Рис. 13 г, д. Стремя одной рукой.

Для использования в качестве опоры для ноги могут использоваться узлы проводника и восьмерка, но преимущества стремени в том, что оно не затя­гивается и легко развязывается. Для закрепления веревки можно применять стремя, завязанное одним концом.

image070

Рис. 13 е, ж. Стремя одним концом.

 

Способ его вязки изображен на рис. 13 е, ж. Следует добавить, что в данном слу­чае контрольный узел на стремени обязателен, этот узел очень хорошо держит даже на абсолют­но гладком камне или дереве, но при сильной на­грузке или на намокшей веревке затягивается так, что развязать его очень тяжело.

Узел Бахмана

является предшественни­ком жюмаров и зажимов. Сейчас применяется для подъема на стреме­ни в случае отсутствия или нехватки жюмаров (зажимов) или для натя­жения полиспаста (при сильном натяжении ве­ревки, например, на на­весной переправе, даже хороший жюмар портит оплетку веревки). Снача­ла в карабин прощелкивают петлю из веревки меньшего диаметра и прикладывают его длин­ной стороной к веревке большего диаметра (рис. 14а), затем петлей со­вершается 3—4 оборота вокруг карабина, каждый раз прощелкивая петлю в него (рис. 146), полу­ченный узел расправля­ют (рис. 14в), за карабин его можно двигать вверх, а при резком рывке узел затягивается. Узел легко ослабляется после на­грузки, широко приме­няется при проведении спасработ.

image072

Рис. 14 а, б, в. Узел Бахмана.

Узел удавка

при­меняется для закрепле­ния веревки на рельефе.

Рабочим концом обносится дерево или камень, ледовый столбик и коренной конец (рис. 15а), после чего между тем, за что закреплена веревка и местом, где совершен обнос коренного конца, делается несколько «шлагов» (рис. 156).

image074 image076

 Рис. 15 а,  б. Удавка.

Узел маркировочный

служит для маркировки ве­ревки, после того как веревка сбухтована. Из одного кон­ца делается петля и вторым концом со­вершается 4—5 обо­ротов вокруг бухты и этой петли (рис. 16а), после чего ра­бочий конец встав­ляется в эту петлю и она затягивается.

image078image080

Рис. 16 а, б. Маркировочный. 

Узел провод­ника «повышенной надежности».

Этот новый узел, пока еще недостаточно опробованный   на практике. Использу­ется в тех случаях, когда по каким-то причинам не удов­летворяет   надеж­ность   восьмерки.

Узел состоит из двух полуузлов. Сначала вяжется затягивающаяся петля (рис. 17а), похо­жая на начало вязки булиня, но отличающаяся тем, что вытягивается короткий конец (рабо­чий),

image082

затем этим концом вяжется один полуузел (шлаг) узла грейпвайн. Полуузлы подтягиваются друг к другу, при этом увеличивается в размере петля. Готовый узел изображен на рис. 17д, е.

image084

Рис. 17 д, е. Проводник «повышенной надежности». 


Оставить комментарий