Передвижение по склонам

            Техника и тактика передвижения по снежным и фирновым склонам

 

            Откуда в горах вообще берется снег - как правило он выпадает в виде

            осадков. В горах есть зона, выше которой снег вообще не тает - такая

            зона называется зоной вечных снегов, иное название - ионосфера. Снег

            в горах существенно отличается от снега здесь, в Москве или

            Подмосковье. То есть, по сути дела научиться ходить по горному

            снегу, занимаясь в Подмосковье нельзя, но получить некоторые

            полезные навыки все же можно. Снег различается прежде всего по

            фактуре, которая зависит от климата той местности, где он выпал и

            конкретно погоды.

            Классификация снега:

              Мокрый, сухой, фирн

              Мелкий, глубокий

              Замерзший, раскисший

            Также используются и другие характеристики, такие как, например:

              Крутизна снежных склонов

              лавинная опасность

            Достоинства снега:

              Удобство в передвижении

              Легкость в поиске и установке страховочных точек

            Недостатки снега:

              Лавиноопасен

              Страховка, как правило, не рассчитана на большие нагрузки

            Снаряжение, используемое при хождении в снежных районов

              Ледоруб -

              самый главный помощник туриста, используется для страховки,

              самостаховки и многих других целей.

              Альпеншток -

              заточенный дрын (уже изжил себя) - использовался раньше напростом

              рельефе, сейчас его вполне восполняют лыжные (горные) палки и

              ледоруб.

              Снежная лопата -

              Многофункциональная вещь, основное назначение - осуществление

              снежных работ, существует в нескольких вариантах:

                Одевается на древко ледоруба, тогда ее можно использовать для

                усиления страховочной точки

                В качестве сменного наконечника на ледоруб, тогда можно

                использовать дополнительно только для обустройства бивуака 

                Обычный лист из дюраля - можно использовать и как снежную пилу,

                и как подставку для примусов, также для усиления страховочной

                точки

              Снежный крюк (якорь) -

              существует в различных вариантах, используется для устройства

              страховочных точек в снегу: загоняется в снег, после чего снег

              утрамбовывается.

                

              Лыжные палки -

              для хождения по простому рельефу (не только снежному)

              

              Фирновый Айc-Фи-Фи -

              кайло для фирна и льда

              Кошки -

              для хождения по сложным снежно-ледовым участкам

              Веревки -

              для страховки

              

              Капроновое полотно "косынка" -

              для организации страховки (обычно одноразовая вещь)

              Вся личная аммуниция

            Вытаптывание ступенек в снегу

            Ступеньки, как правило делаются размером с носок ботинка. Если такие

            ступеньки не получаются, то необходимы кошки.

            Требования к ступеням:

            

              Небольшой наклон внутрь

              Не должны располагаться строго одна над другой

            При насте (фирне) ногу лучше класть коленом на склон - это

            увеличивает трение и уменьшает вероятность повреждения настовой

            корки.

            На рыхлом снегу делаются глубокие ступени. Их нельзя пробивать как

            можно сильнее, а нужно плавно утрамбовывать. И ходить надо плавно

            нагружая такие ступени, иначе они просто "уедут". Чем рыхлее снег,

            тем глубже ступени. На глубоком снегу уже надо "тропить" фактически

            всем телом.

            Техника передвижения по снегу

            Надо заметить снежных склонов круче 55 градусов не бывает - на таких

            снег просто не держится, если он туда просто падает, а не

            надувается.

            Выбор техники вполне субъективен, но теоретически все же она разная

            для различных участков. Принято ее различать в зависимости от

            наклона склона.

              При склоне до 30 градусов -

                подъем в лоб, ледоруб держится как трость или идется с лыжными

                палками.

                спуск по линии падения воды, лицом к склону, либо прусским

                шагом, либо глессированием (в зависимости от снега)

                траверс - ледоруб держится как трость, ступени также делаются с

                наклоном внутрь, но боком (не для носка, а для ранта ботинка)

              При склоне от 30 до 45 градусов -

                подъем зиг-загом (или наискось). Чем меньше угол наклона - тем

                серпантин круче. Ледоруб держится наизготовку. Если в руках

                палки, то на участках, где есть опасение срыва, можно сложить

                две палки вместе и держать их как ледоруб - наизготовку. Правда

                зарубаться ими все равно сложнее.  В местах поворотов -

                втыкается ледоруб штычком в снег, делаются двойные ступени для

                удобной перестановки ног.

                спуск...

                траверс...

              При склоне круче 45 градусов -

              подъем на три такта в лоб (используется только ледоруб!). Ледоруб

              вбивается по самую головку. Как правило, на одно такое втыкание

              приходится две ступеньки.

              спуск по линии падения воды, как правило, прусским шагом.

              при траверсе используется две точки опоры как минимум.

            Примечания:

 

              Все ступени делаются из такого расчета, чтобы самый маленький

              участник группы мог бы пройти по ним.

              На опасных наклонах (опасность лавин, срывов и др.) применяется

              принцип - "не иди над внизу стоящим и не стой над вверху идущим".

            Задержание на снегу

            Классический вариант задержания на снегу - "головой вверх, ногами

            вниз". Если снег достаточно твердый - то зарубаться надо клювиком

            ледоруюба. Причем на снегу зарубаются одним ударом - ледоруб режет

            снег пока человек не остановится. На фирне лучше зарубаться лопаткой

            ледоруба. Еще есть вариант зарубаться штычком, если позволяет

            ситуация.

            При срыве на снегу, можно помогать тормозить себе и ногами, если они

            без кошек. Если же ноги в кошках - то их надо задирать кверху,

            сгибая их в коленях.

            Передвижение на склоне с веревкой. Организация точки

            При движении вдоль страхующей веревки промежуточных точек страховки

            не делается - их заменяет ледоруб идущего.

            Существующие типы страховки на снегу - одновременная, попеременная,

            групповая.

            Одновременная страховка - ориентирована на передвижение по гребню,

            через трещины, закрытый ледник.

             

            В связке-двойке используется веревка длиной метров 8-12, остальное

            (если есть лишнее) прячется в рюкзак. Недалеко от петли (сантиметров

            70) вяжется австрийский проводник - для рюкзака, это необходимо для

            того, чтобы, если человек сорвался в трещину, можно было скинуть

            рюкзак, и он бы висел не на системе, а отдельно. Также делается

            сразу петля самовылаза.

            При движении ледоруб находится на самостраховке, все готово к

            падению в любую секунду.

            Теоретически двое в связке идут параллельно, чтобы при срыве одного

            на другого был не очень сильный рывок, а смягченный "маятником".

            Практически никто так не делает, так как при этом нужно тропить

            дважды.

            

            С одновременной страховкой можно ходить по гребням, но только если

            гребень достаточно острый и без карнизов. Там где задержание

            проблематично - в связках ходить не стоит.

            Варианты организации страховочных точек:

            а) применяется, если ледоруб полностью вбивается в снег;

            б) применяется, когда ледоруб не вбивается по шляпку;

            в) для уменьшения выталкивающей вверх силы применяется этот метод.

            (возможны варианты с надетой на ледоруб лопатой).

            

            Попеременная страховка - применяется, когда зарубание затруднено по

            каким-то причинам, при такой страховке кроме ледоруба ничего не

            используется. Активно используются голосовые команды.

            

            При организации точек, можно перед ледорубом вставлять щиток (для

            усиления точки). Один из возможных вариантов - зарывание ледоруба в

            Т-образную траншею. На рыхлом также можно делать точки совсем из

            других предметов (не только ледорубом) как то - ботинки, набитые

            снегом варежки, анараки, рюкзаки (при совсем аварийных ситуациях).

            Их надо просто хорошо закопать. Это есть достоинство снежного

            склона.

            При попеременной страховке связками ходят только в лоб. И длина

            связок не превышает 15 метров.

            Групповая страховка - основной способ передвижения по снегу в ...

            При установке перилл надо придерживаться следующих правил:

              главная задача каждого не срываться,

              лидер, который делает перила должен быть подготовленным

              участником,

              если позволяет склон, лучше осуществлять подъем сразу с рюкзаком,

              на крутых склонах идется на три такта.

            Работа связок

            

            Поперечная страховка подразумевает как минимум двух партнеров.

            Причем связка-двойка удобнее.

            Движение связки-"тройки".

            

            Фактор времени

            Снежные участки по свойствам разные в различные времена суток.

            Поэтому любой снежный участок нужно проходить как можно быстрее, с

            обеспечением всех необходимых мер безопасности.

            Например, если необходимо подняться по снежно-ледовому склону, то

            как правило вперед посылается самый подготовленный участник без

            рюкзака и с веревкой, протягивает перила. Вытаптывает площадку и

            поджидает второго с рюкзаком и следующей веревкой. Первый принимает

            веревки и лезет дальше протягивать перила. Для более быстрой работы,

            можно с вечера, на разведке, протоптать ступени, чтобы утром на это

            не тратить ни времени, ни сил.

            Преодоление бергшрундов и трещин

            

            Трещины на ледопадах преодолеваются либо по мосту (при этом

            оценивается его состояние).

            Если состояние моста не внушает доверия, производится переход (или

            переползание) через него без рюкзака с организацией перилл. Рюкзак

            транспортируется отдельно.

             

            Если моста нет - надо искать снежную пробку. Если пробки нет, то

            можно спуститься на дно и подниматься оттуда. Но иногда лучше бывает

            обойти трещину.

            Если через трещины организуется переправа - то она никогда не

            натягивается (иначе точки не выдержат). После делается

            дополнительная верхняя страховка.

            При движении связок через трещины, связующая их веревка должна быть

            натянута.

             

            При прохождении трещин вниз соблюдается следующий приоритет способов

            преодолеваний (по уменьшению): преодоление по мосту, по пробке и

            спуск вниз. Иногда бывает быстрее и удобнее перепрыгнуть неширокую

            трещину, это должен решать руководитель, зная своих участников.

            Так как снег а той стороне неизвестен, то надо прыгать аккуратно, и

            быть готовым к зарубанию.

            Движение по снежным гребням

            По гребням ходят связками (лучше двойками). Длина связки не должна

            быть меньше 10-15 метров. Движение идет с одновременной страховкой.

            У связок-двоек обеспечивается максимально возможный провис. В руки

            берутся несколько колец веревки. В местах, где есть серьезные

            снежные карнизы, организуется попеременная страховка.

            Движение по лавинно-опасным склонам

            Лавинная опасность как правило определяется на глаз. Но обязательно

            принимются во внимание следующие факторы:

              Сезон

              Наличие осадков

              Крутизна склона

              Район

            Лавины:

            

            Бывают возникают из точки (например там, где упал камень) или по

            линии отрыва (если, например, прошел человек и подрезал кромку

            снега). Иногда может съехать и "снежная доска"- наст снега лежащий

            на рыхлом снегу.

            Чтобы уменьшить опасность схождения лавины, необходимо двигаться по

            линии падения воды.

            Снег в горах бывает очень разный по свойствам, соответственно и

            лавины могут юыть разными. В первую очередь опасность лавины зависит

            от плотности снега, которая разница в пределах от 0,1 до 70

            г/см*см*см. Чем больше плотность снега, тем меньшего его количества

            достаточно, чтобы совершить много чреватых последствий.

            Средства, используемые на лавинноопасных участках

              Лавинный шнур - 10 метров длиной, крепится к системе и держится в

              скомканном состоянии в руке, в случае схода лавины бросается

              Радиозонд - для быстрого нахождения людей, попавших под лавину

            Советы :

              Нельзя застегивать поясной ремень рюкзака при прохождении опасного

              участка, и даже лучше нести рюкзак на одной лямке, это нужно

              делать, так как при попадании в лавину от рюкзака нужно избавиться

              первым делом

              Очень полезно ставить наблюдателя (или несколько наблюдателей),

              которые будут отслеживать ход лавины, чтобы потом сразу же найти

              места возможного нахождения людей

              По возможности необходимо использовать элементы рельефа

              Если удастся, можно организовать перила (при пересечении снежного

              кулуара с опасностью лавины)

 

 

 


Оставить комментарий