Впечатления от Кыргызаты

Чем запомнилась эта дорога? Во-первых, многометровыми очередями и бесконечными часами ожиданиями на таможне между Россией и Казахстаном – 5 часов в сторону Казахстана и 9 – домой, причем 7 из них мы простояли на русско-казахской стороне! А еще говорят, что на нашей границе не бывает очередей.

Во-вторых, это дорога через Казахстан. Сплошные полупустыни и солончаки, перекати-поле и верблюды, гуляющие у самого шоссе… И местные милиционеры. На наш взгляд, все они были на одно лицо: кругленькие и мордастенькие. К тому же киргизские номера и груз на багажнике очень привлекали местных защитников правопорядка. Нас останавливали на каждом посту, даже с противоположной стороны дороги, сидя в автомобиле, просто посвистев в свисток. И ты обязан остановиться, иначе не выпустят из страны на обратном пути. Наши водители просто выходили, здоровались с ними, давали деньги и ехали дальше. И так на каждом посту. Сразу на ум приходит наше ДПС. Да, поистине, все относительно.

И вот, через 4,5 дня пути мы, наконец-то, в лагере. Как приятно снова ощутить руками Настоящие горы, вдохнуть горный воздух и умыться водой ледниковых рек. Базовый лагерь был разбит на высоте 2800 м., вместо намеченных 3200м, но сложность в заброске общественного снаряжения, да и горная болезнь, начавшая проявляться у некоторых людей, первый раз приехавших в большие горы, «сказали» последнее слово. Наш лагерь был разделен на четыре группы: новички, разрядники, спортивная и трекинговая – люди, которые приехали просто отдохнуть в окружении прекрасных гор, местных деревьев - арчи и горных рек. Все группы должны были подняться на п. Легендарная Магнитка в разное время и по разной сложности маршрута от 1Б для новичков и трекинговой группы, до 4Б первопроходом для спортивной группы, куда входила и я.

Наше восхождение на данную вершину по новому маршруту намечено на 25 июля, но его сложность, разрушнность скал, да и десяти часовой подход под маршрут, с перепадом высот почти в один километр, накануне наложили свой отпечаток. Поэтому подняться на вершину, развеять флаг и прибить юбилейную табличку нашего города, уставшие, но все-таки, очень довольные, мы смогли только на следующий день 26 июля в 1430. Ясная безоблачная погода позволила разглядеть во всей своей красе горы Киргизии и даже п. Ленина – один из пяти наших семитысячников, на который команда из пяти человек должна была отправиться в ближайшие дни.

Спустившись в штурмовой лагерь и окунувшись в ледниковом озере, мы с наслаждением вспоминали прошедший маршрут и… морально готовили себя к «Ленина».

29 июля, под неожиданно начавший пронизывающий дождь, а затем и град, напутственные слова оставшихся в лагере, я, Н. Арзамасцев, П. Ивановский, А. Первушин, Е. Макаров, отправились в соседнее ущелье на покорение легендарного семитысячника. Приехав в базовый лагерь (3600 м), мы не увидели горы, вернее мы практически вообще ничего не увидели: повсюду сплошная облачность и снег. Не было даже понятно, с какой стороны вершина. Но уже к полудню, когда начало проясняться, картина потрясла мое воображение. Великолепный исполин, казался приклеенной картинкой, так неестественно высоко и красиво он выглядел на фоне ущелья. Никогда еще в жизни я не видела таких высоких гор. Разумеется, со временем, в особенности после возвращения в базовый лагерь с восхождения, вид п. Ленина стал обыденным, но первое впечатление, когда сквозь прорези в облаках открываются снежные склоны грозной и в тоже время завораживающей, поглощающей все твое внимание горы, останется на всю жизнь.

Заброска в первый штурмовой лагерь на 4400м заняла у нас два дня, к тому же в первые дни восхождения была сильная непогода. Почему-то именно в эти дни, дни подхода, а не восхождения было по-настоящему страшно: потрясающей силы гром, реки, сплошь из одного только града, которые необходимо пройти по узкой сырой тропке на склоне морены, а внизу, метрах тридцати, чернеет ледник, весь испещренный многометровыми трещинами. В общем, если поскользнешься, катиться тебе долго и больно, а в леднике остановиться, если повезет. Из этого лагеря начинались снега, отсюда уже приходилось надевать высотную обувь и кошки. Отсюда начинались восхождения. До второго лагеря на 5400м, или «сковородки», приходилось ходить связанными веревкой, потому как сплошные трещины, к тому же закрытые снегом, в которые можно было улететь так, что тебя больше уже и не достанут оттуда – были на всем протяжении маршрута. Буквально за несколько дней до нас, двое москвичей улетели на глубину 15м в открывшийся за день ледник. Вообще, здесь весь лагерь стоял на трещинах. Многие люди видели их, собрав свои палатки: благодаря нещадному солнцу снег растаял, и они показали свои пасти во всей своей красе. Здесь очень ощущался обман зрения: вершина казалась буквально в 500 метрах от нас и до нее «рукой подать», но на самом деле ты осознаешь, что здесь перепад высот почти два километра. Чем ближе к лагерю, тем сильнее ты понимаешь, почему он прозван сковородкой: на снежном плато просто невыносимо от припекающего солнца, а температура, наверное, под сорок градусов. Здесь у многих проявляется горная болезнь, начиная от сильнейшей головной боли до невменяемого состояния. Вообще на высоте бывает, что люди совершают абсолютно нелогичные вещи. К счастью, нашу группу это миновало, но один хорват, например, просидел 9! суток в лагере на 6100 м без еды, боясь попросить поесть, до тех пор, пока у него от голода не отнялась нижняя часть тела, и его пришлось эвакуировать. Или кореец, решивший, наверно, что его в родной стране встретят как героя, не рассчитал, а главное не оценил собственные силы, здоровье, и которого, в итоге, пришлось обмороженного спускать с горы в течение полутора суток. Честно говоря, шанс на то, что он выживет был небольшой. В общем, работы спасателям здесь хватало всегда.

После заброски снаряжения на эту высоту, мы организовали день отдыха для акклиматизации в лагере на 4400м.

На высоте 6100 или «раздельная» был наш последний штурмовой лагерь. Здесь мы, единственные из всех, рыли пещеру в снегу. При пронизывающем ветре, который валит с ног и ломает палатки, в ней тепло и безветренно. И, несмотря на то, что пещера была немного узковата для пяти человек, да и стоять можно было только пригнувши голову, на «проживание» в ней, впоследствии, чуть ли не в очередь становились. После ночевки в этом штурмовом лагере, мы снова спустились на день отдыха на 4400м, откуда, через день пришлось набирать сразу почти два километра до «раздельной», а уже на утро нас ждал главный штурм. 8 августа – день восхождение на вершину. Вышли на рассвете. Несмотря на немыслимый ветер, вид был невообразимый: с одной стороны светит полная луна, с другой – солнце, а между ними сияют звезды; если повернешься назад – внизу видишь облачное молоко, обволакивающее горы, и снег отражается каким-то неестественно-желтым светом. Такую красоту не сравнить ни с чем. Ради того, чтобы увидеть такую картину стоило подняться на эту высоту… И вот, около 1400, мы вчетвером на вершине! 7134 м! Чувствуешь себя Богом, наблюдающим с небес Землю, когда выше тебя уже никого нет…На п. Ленина приезжают очень мало женщин, тем паче поднимаются, поэтому было вдвойне приятно осознавать, что ты одна из немногих. И полупьяное состояние вследствие горной болезни, опьяняло еще больше от мысли, что ты все-таки на вершине. Даже гиды, назвав меня «упертой девушкой» были рады за меня и от души поздравляли с покорением.

Сфотографировавшись на вершине, мы спустились вниз, в базовый лагерь. Как было непривычно и неожиданно видеть изменившееся за эти несколько дней природу: вместо недавних снегов по колено и голых камней повсюду зеленела трава, бежали ручьи и красовались разнообразные цветы. До чего же было приятно снять вконец надоевшие горные ботинки и просто прогуляться босиком по траве... А как здесь спалось! После снегов и сплошных камней, постоянно упирающих тебе в бока, ровная мягкая поляна моментально окунала в сладкие объятья Морфея.

За эти несколько дней восхождений мы встретили, да и приобрели много знакомых со всей России, к тому же, наш город очень известен среди восходителей, благодаря спортивным успехам в альпинизме, ледолазание и скалолазание. Прождав машину, которая бы увезла нас вниз, целые сутки, мы, с множеством прекрасных впечатлений и фотографий, умчались к друзьям и знаменитому озеру Иссык-Куль…

Программа, запланированная нашим альпинистским клубом, была выполнена полностью, итогом которой послужило рукопожатие главы города.