Путёвые заметки Фаны 2006

21.07.06

Кто бы мог подумать, что приземление самолета ночью в Таджикистане может оказаться настолько сказочным и волшебным! Так началось наше путешествие в Таджикистан: ощущаешь себя крошечным космонавтом среди звезд, иголочкой на Новогодней елке, частицей блистающего под ночным фонарем снега (самолет почти долетел, мы с Настей прижались вплотную к иллюминатору, так, что свет в салоне нам не мешает, и разглядываем приближающийся в темноте город). Погружаешься в груду огней, беспорядочно разбросанных по темноте. В голове пытается выстроиться образ городов улиц - привычно прямых и знакомых, но ничего не получается. Все огни – разного цвета, на разных уровнях, разрозненные и совершенно абстрактные. Даже придумать не получается, каким должно быть поселение, чтобы так причудливо светиться! Оказывается, в жизни еще столько всего интересного, неожиданного и внезапного! Упала звезда… летела долго и вниз! Первый раз вижу такое, обычно звезды падают быстро и вбок (когда смотришь с земли) Все только начинается!!!

22.07.06

В Таджикистане всего несколько часов - и уже столько! впечатлений. Первое, что поразило - высадка из самолета в аэропорту. Такое ощущение, что элементарная дисциплина местным жителям вовсе не знакома. Все галдят и ломятся напролом. Ждали свой багаж на привычных аэропортовых транспортерах – а приехал драндулет с погруженными на него абсолютно одинаковыми черными сумками. Как муравьи, все сразу налетели на багаж в поисках своих вещей. Нам повезло – наши рюкзаки не были упакованы как остальные. И мы без особого труда отыскали их в этой куче-мале.

Поразило доброжелательное отношение к нам на таможне. Везде - вежливые и приятные лица. Аэропорт красивый. Рассмотрели его, пока ждали в очереди на выход. Было темно, над головой летали мыши. Не жарко и воздух обычный. Я ждала, что будет пахнуть цветами. Увидели сквозь стекло на вокзале нечто большое и блестящее, похоже на новогоднюю елку. При подробном рассмотрении эта елка оказалась люстрой в помещении нового терминала, решили обязательно там побывать на обратном пути. Неожиданно нас встретили, погрузили в газельку и повезли куда-то. Мы провели дикую ночь в машине на рюкзаках. Музыка, жарко, твердо и неудобно. Ощущение себя исчезает. Перестаешь понимать, где ты находишься и что происходит. Несколько часов все же удалось поспать. Утром доехали до какого-то города (Истаровшан). Нужно было докупить вещи Иголкину, продукты, и для нас - фрукты и орехи. Поначалу шарахались от таджиков – все казалось чужим и диким. Потом освоились – все как у нас, на «Хачиковском» рынке. Нашли одно кафе с удобными лежанками. Поели лагман, шурпа, салат. На всех (8 чел.) заплатили 15 сомони - это 120р. Все в шоке от таких низких цен. Виноград- 8 р/кг.

Едем дальше. Еще он. 10 часов до альплагеря. Красивый перевал: по обочинам – развалины грузовиков, свалившихся с дороги. Огромные орлы парят над простором Интересный туалет на вершине перевала, в котором ветер дует вверх и все «выписываемое» вместе с ним. Долго смеялись по этому поводу.

Вскоре еще одна остановка. Водитель не спал и не ел со вчерашнего дня, он должен отдохнуть. Разбредаемся по лесу. Неожиданное открытие: спелые, вкусные абрикосы растут недалеко от дороги. Насобирали с собой целый пакет, остальное съели. Жарко. Залезли в речку. Совершенно осмелели - ходили почти в трусиках и купались голыми. Они, видимо, женские ноги никогда не видели – до того жадные взгляды, хотя очень робкие. Совершено никакой опасности эти люди не представляют, и красть нас никто не будет – это очевидно. По дороге высочайшие скалы, бурная грязно-серая река. Вот по такой бы сплавиться! По узкой горной дороге встречаются груженые травой ишаки и дети – погонщики с дикими, напуганными глазами. Нашей машине разъехаться с ишаком очень трудно! Два раза приходилось толкать машину в гору. Доехали!

В базовом лагере «дурдом», как и ожидали. Какая-то пыль, никого нет, не ясно, где ставиться и кого где искать. Еле-еле нашли Юлю. Поставили палатки, сходили в душ, ждем, что будет дальше. Красиво!

23.07.06

Первый прогулочный выход. Скалы все одинаковые и, когда идешь, в основном серо и однообразно. Бросаются в глаза только снежные одинокие вершины, гордо выглядывающие из-за серых. Конечно, больше всего впечатляют озера. Глубокие, чистые, они переливаются всеми оттенками бирюзового, зеленого, синего. Купаться, конечно, холодно. Забавны ручейки, появляющиеся из ниоткуда, длинной 10-20м. Это вода, стекая с ледников, то теряется под каменными завалами, то просачивается на поверхность, в конце образуя те самые озера. Дошли до перекрестка чуть выше озера «Пиала». На обратном пути Костя фотографирует нас на озере, получается весело! В Чайхане встретили Фашиста, Вано и др., они уже вернулись с восхождения, устали. В лагере бардак, ужина нет Сплошные споры о том, кто в какой группе, кто с кем идет, стоит, питается… Пыль… радуют только снежные вершины в лучах заходящего солнца…

24.07.06

В голове одни мысли: альпинизм не для женщин! Проклинаем все на свете. Идем целый день через перевал в Куликолонскую долину. Нас троих (я, Юля, Настя) определили в группу трекинга вместе с женщинами постарше. Они сильно отстали, и мы несем почти все продукты. Материмся. Очень устали. Хочется домой и нет никакого желания больше идти в горы. Падаем, отдыхаем, идем дальше. Болит спина. Наконец, дошли! Но думается, что такая красота все же не стоит никаких жертв и издевательства над организмом и здоровьем.

В нашем лагере все – чужие. Никто не ждет, не помогает, никому до тебя нет дела. Чая тоже нет.. сходить искупаться на озеро нам не разрешили… психуем, ворчим ругаемся… все в пыли и грязи от тропинок, обувь промокшая, все ноги стерты, в мозолях. Нашлись Оксана с Леной, они, оказывается, ходили нас встречать (но почему-то мы разминулись). Наконец, чай! Выпиваем по 3 кружки и не напиваемся! Постепенно согреваешься, добреешь. Все уже не так плохо, как казалось. Решаем, что в горы, конечно, ездить можно - но с мужчинами и нормально организовавшись!

Рядом с нами стоят доброжелательные Москвичи. Делятся с нами костром, коньяком. С гор то и дело сходят лавины. Красиво! Не хватает только гитары.

25.07.06

Лена и Оксана присоединились к другому отделению и утром ушли на маршрут. Мы с Настей тоже хотим сходить на вершину, но с собой нет снаряжения и вся обувь насквозь мокрая. Жаль. Купаемся в бодрящей воде. Она мутная, вся в иле. Стоим на острове. Вокруг – местные, ослы и бараны. Выпиваем еще по 3 кружки чая, жажда все еще чувствуется. Эта ночь была первая, когда я не замерзла! У меня и Насти облазит загар. Видимо, на сплаве переборщили с солнцем!

26.07.06

Третий день в долине Куликолон. Гуляем, отдыхаем. Ленимся. Бродили по долине. Поражают причудливые формы арчи, скрученной «в бараний рог». Напоминает людей, людские судьбы. Только у человека все шрамы в душе, а у арчи снаружи. Кто и зачем так тебя скрутил и погнул, арча?

Лежим на камне. Хочется покоя, тишины. Раздеться и улететь! Вернулась группа с пика «Борцы за мир». Все полны впечатлений. Мне и Насте обидно и завидно. Надо обязательно сходить хотя бы на одну вершину!

28.07.06

Мы снова в базовом лагере. Возвращались из долины налегке, наняли двух осликов для рюкзаков. Ребята устроили очень интересный прием и посвящение новичков в альпинисты. Я не участвовала. Было очень обидно, что мы никуда не сходили. Зато на следующее восхождение идем точно! Завтра! Оксана с Леной почти сразу же ушли, мы мало пообщались. Наташа решила уехать раньше, поэтому поездка в Самарканд не получается. Очень расстроены.

Вчера был день отдыха. Утром ходили на озеро, купались и загорали нагишом. Вода ледяная, но чувствуешь себя заново рожденной! Проходящие мимо альпинисты очень радовались, когда мы не успевали спрятать от них свои обнаженные тела. После обеда Настя позвала меня в Чайхану. Она познакомилась с ее хозяином, который любезно угостил нас соком, кагором, фруктами и невкусным пересолено-сырым шашлыком. Взамен пришлось с ними пообщаться и посидеть. Выяснилось одна забавная вещь: у них, оказывается, есть бинокль, в который они, очевидно, разглядывают купающихся в озере девушек, в том числе и наш «нудистский пляж». Вот мы им устроили зрелище! Не что ж, не жалко - пусть себе смотрят, может, у них другой радости нет в жизни

Вчера вечером было 30 лет с того дня, как Юрий Визбор впервые выступал здесь, в Фанских горах. Кстати, наша палатка стоит как раз под его портретом, висящем на огромном камне, и Руфина уже ни раз ругалась, что мы «развесили свои стринги под Визбором». А где же их еще сушить интересно, кроме как на палатке?

Вечером включили музыку. Громко, на весь лагерь, Визбор пел нам о Фанских горах, заставляя острее прочувствовать то, что до нашего сознания только еще начинало доходить. «Я сердце оставил…» Ужин, свечи, звезды… Да, гитары и песен здесь очень не хватает!

Сегодня делали заброску продуктов на Мутные озера. Дорога дальняя и нелегкая, но шли налегке, это спасло. Виды там просто потрясающие! Благодаря Настиному английскому, познакомились с двумя швейцарцами. Если все получится, то поедем с ними в Самарканд! Хотя здесь еще много спорных вопросов.

Насобирала эдельвейсов, засушу. Они оказались неожиданно маленькими и неказистыми! Но пахнут очень приятно! Вообще, здесь много цветов. В зависимости от высоты, они варьируются по размерам и цветам. В основном все очень маленькие и красивые. Насобираю, попробую сделать гербарий.

Завтра на восхождение, подъем опять в 3 часа. Вообще то мне все очень нравится, красотища! Если еще и получится съездить в Самарканд, то будет все СУПЕР!!!

01.08.06

А-А-А !!!

Осталось три дня!!! Не хочу домой! Но все по порядку…

Итак, три дня назад. Подъем снова в три ночи.. спала очень плохо. Ночью галдели приехавшие вчера корейцы, потом вернулась наша группа с восхождения – и тоже не бесшумно. Насте ночью было плохо – она даже не пошла на маршрут. Я чувствовала себя не супер хорошо, но решила идти.

Перевал дался тяжело. Потом 1.5 часа ждали группу, которая вышла раньше нас на тот же маршрут (2А – Алаудин). Маршрут легкий сам по себе, мне он тяжело дался. Сначала лезли по сыпухе. Шли в связках по трое. На мой взгляд, такая страховка на 50% полезна, а на 50% опасна, т.к. если падает один - то далеко не на всех участках стены остальные участники связки смогут закрепиться и поймать его. Есть шанс, что упадут все трое. Остальной страховке я доверяла полностью и меня все устраивало. Это был как раз тот маршрут, на котором в прошлом году разбились две девчонки. Этот факт немного смущал, правда, больше никто из нашей группы об этом, похоже, не знал, кроме разве инструктора. Инструктор шел последним, было немного страшно, т.к. я никого не знала и никому особо не доверяла. Так и получилось, что передние плутанули и ушли не туда. Леська поторопилась, ей на колено упал приличных размеров камень. Хорошо, что она не потеряла равновесие. Могло бы получиться хуже, если бы упала (мы в одной связке, она шла первая а я вторая). Она сказала сначала, что у нее перелом, я очень испугалась. Еще и свернули не туда – пришлось спускаться и возвращаться. Примерно тогда я и решила, что это было мое первое и последнее!!! восхождение. Потихоньку пошли дальше, у Олеси вроде оказался не перелом, а просто ушиб сильный. У меня заболел желудок. Очень хотелось пить, но чай оставили до вершины. На верху потрогала лоб- температура. В общем, подъем положительных эмоций не принес, на вершине особо нового и красивого ничего не увидела, а на спуске чувствовала себя намного хуже. Сил идти не было совсем. Пила таблетки от температуры, от них тошнило и становилось еще хуже. Всю трясло. Группа спускалась не быстро - все – таки новички. А у меня едва хватало сил на обычный дюльфер. Сижу, посередине скалы – так плохо!!! А вдали виднеются синие вершины – так красиво!!! Вот такие вот они, горы….

Я испытала все, что хотела: видела сходящие лавины, камнепады, была в связке, чувствовала спасительную руку друга, помогающего в трудную минуту. Я была на высоте 4200м, покорила одну вершину, даже поболела горнячкой. Думаю, этих впечатлений хватит вполне, и больше нет особого желания идти куда-то еще.

С перевала спускалась еле-еле, из последних сил. Температура, тошнота. Самая последняя доплелась до промежуточного лагеря Пенюхова, расположенного на перевале. Упала в Оксанкину палатку – и больше не было сил шевелиться и куда-то идти. Группа ушла, а я осталась. Вскоре инструктор осознал, что меня нет, и вернулся. Соседский доктор из Казани Тимур сделал мне энергетический укол и вынес вердикт: надо спускаться! Пришлось поднять свое тело и спускаться. Шли долго, медленно. Стемнело. К концу спуска температура спала. Стало намного легче. Доктор был прав – высота только вредит, ее надо сбрасывать при любых проявлениях болезни!

Пока дошли до лагеря, молчаливый инструктор превратился в милого Виктора Рогозина, с которым у нас отыскалось много общего по работе. Нас уже потеряли и пошли встречать. О, как же я рада была видеть наших! Оказалось, все это время девчонки тоже болели и им пришлось не сладко. Может, даже хуже, чем мне! Слава Богу, я внизу! Стало легче, уснула.

Следующий день полностью и с излишком компенсировал предыдущий. Решили погулять отдохнуть. Пошли с девчонками и Гладышевым на озеро. Здесь, в долине Алаудин, каждое озеро уникально. Самое дальнее, на котором я была, этоМутное. Мутные озёра серые, холодные, напоминают лунный пейзаж. Грязное. В нем даже не купались.Пиала– лед. Сверху по очертаниям похоже на головастика-сперматозоида. Глубокое, темно-синее, маленькое. В нем мы тоже не рискнули искупаться – что-то уж очень ледяное. Возле чайханы самое большое озеро –Бирюзовое,в нем купались чаще всего. Еще ближе к лагерю поменьше,Голубое.Чуть правее маленькое, желто-зеленое,Сказочное.Кажется, вот-вот на бережок приземлится ступа с Бабой Ягой! Озеро, на которое мы пошли в тот день – самоеКрасивое, находится недалеко от большого и похоже на дельфина. Лазурное, фиолетовое, изумрудное, зеленое, голубое, синее! Казалось, я просто не знаю название цвета, которым можно было бы описать это озерко. Оно всех цветов! Оно безумно Красивое! Ничего красивее я еще не видела! Никогда! Дивное место, никого нет, лишь камни и арча. Ныряли, загорали, фотографировались, жарили яичницу. Хотелось остаться там навсегда! Почему-то вспомнился старый фильм про мужчин и женщин, которые отдыхали на море дикарями. Такие милые и приятные ощущения рождались в сердце. Это невозможно описать, это надо чувствовать!

Позже был арбуз в Чайхане, родная музыка по радио и ощущение дикого всеобъемлющего счастья!

Сегодня Настя ушла с группой на «Замок» 2А. Меня теперь туда не затащишь! Еще и с тяжелыми рюкзаками! Мы с Юлей весь день дежурили. Готовили завтрак, плавно переходящий в обед и в ужин. Пыль и грязь. Посуда. Жара. К двум часам мы уже ненавидели всех и все. Потом – спасительный волшебный душ, прогулка к любимому озеру, которое уже успели заселить шумные французы. Арбуз в чайхане, встреча группы Пентюхова в составе Оксаны и Лены, куча приятных впечатлений!

Сижу на камне, слушаю Визбора. Небо. Свечи. Звезды. Мыльные пузыри. Уезжать совсем не хочу! Осталось три дня. Хотя очень соскучилась по всем!

02.08.06

Видела большую, долгопадающую звезду. Успела загадать желание, теперь буду ждать его исполнения!

В альплагере беда: группа альпинистов пошла на Чимтаргу. У одного из них, Сергея Антонова, случился приступ аппендицита. Срочно снарядили группу спасателей, сняли пострадавшего со стены, и уже сегодня увезли на вертолете. Надеюсь, все закончится благополучно.

Сегодня гуляла одна, зашла на перевал возле Чапдары. Ходить одной намного спокойнее и приятнее, но было и неуютно, когда карабкалась в сланцах по сыпухе, даже страшновато. На перевалах красиво. Парят птицы, волосы развеваются в потоках теплого ветра. Тишина и уединение. Фотографировала. Думала.

03.08.06

Только что стало известно: умер в вертолете… до больницы довезти не успели.Сергей Антонов. Жена, двое детей. Язва, аппендицит, перитонит. В горах обостряются любые болезни. Шансов не было…

06.08.06

Сегодня я прощаюсь с Фанскими горами. Вечера здесь очень красивые! Тихо, спокойно. Спала полуденная жара. Как обычно, сижу на камне на пригорке напротив лагеря. Последние дни здесь пасмурно. Небо в облаках, которые приобретают серо-желтый оттенок на фоне освещенных остатками солнца гор. Смотрится очень красиво! Хочется сфотографировать все, каждый кусочек этого последнего здесь вечерне-горного пейзажа. Запечатлеть в своей памяти – и никогда не забывать! Хочется плакать – так красиво! Сидеть тут вечно и все время смотреть! Светло, спокойно и – радостно.

Поездка получилась не такая, как я думала. Не хватала Ульянки, наших ребят – Коли, Макса, других. Какого-то озорства и непосредственности, чтобы на кого-то положиться и ни о чем не думать!

Последние три дня сидели в лагере и никуда не ходили. Днем очень жарко, но уже и ветер – не искупаешься. Идти некуда, да и не хочется, устали. В Самарканд не поехали – я не рискнула ехать туда вдвоем с Настей. Один вечер провели в компании Москвичей и Нижнетагильцев. У них нашлась так недостающая нам гитара, вкусный сыр, который особо никто не ел, кроме оголодавших меня и Насти. Один вечер провели в общении со швейцарцем, что позволило освежить немного мой забытый английский. Вчера приехала Ольга Медведева из Челябинска, пела песни. Мы – слушали.

Вечером здесь хорошо, совсем не хочется уезжать. Кажутся такими далекими дом, работа, родители, друзья, будто ничего этого и не было вовсе. Сейчас кажется, что я ни по кому и ни по чему не соскучилась. Хочется лишь тишины и уединения. Обычно, возвращаясь из поездки, имеешь кучу планов, хочешь скорее их реализовать, попасть в город. Сейчас ничего подобного не испытываю. Желание все бросить, изменить, начать сначала.

Вот уже вечер. Холодно. Скоро совсем стемнеет, буду смотреть на падающие звезды. Уезжаем в 12 ночи. Бурлит река, лают собаки, орут ишаки и местные дети. Таджикистан…

Оставила ли я здесь свое сердце, как в песне Юрия Визбора? Да, наверное… горы, которые я раньше видела лишь на картинке, здесь реальные. Вот они, передо мной! Их невозможно будет забыть. И покорить – невозможно! Для меня – никогда! Они останутся чем-то недосягаемым. Мечтой. Сказкой. Тайной, к которой удалось лишь прикоснуться, - но не раскрыть! Тучи стали темно-синими, а облака – красными. Еще пара мгновений - солнце сядет. Можно бесконечно наблюдать за небом, горами, водой… каждую секунду картинка меняется… когда-нибудь я сюда обязательно вернусь!

P.S. Пишу в аэропорту в Оренбурге. Вторые сутки едем домой. Сначала всю ночь ехали из «Вертикали» до Ходжента. Жарко, душно, тесно, неудобно, пыльно, грязно. Трясет и пахнет бензином. Почти никто не спал. Все время ругались на Таджикистан и его дороги. Затем весь день бродили по Худженту, пытались найти базар с сувенирами - тщетно. Нашли только продуктовый. Жаркий базар, надоедливо-гостеприимно пристающие таджики. Закупили чай, орехи, фрукты. От жары постоянно хочется пить. Но уже не влезает жидкость в организм. Даже дешевые фрукты не приносят долгожданной радости. Каждый спрашивает, кто мы и откуда. К вечеру хотелось просто всех убить.

Жара спала. Время – около 10 часов вечера. Сидели в Чайхане возле аэропорта. Первый раз за всю жизнь я настолько! объелась фруктов, что приходится буквально запихивать в себя остатки арбуза. Горели разноцветные гирлянды, было приятно. Мы пели русские песни, и постепенно собиралось вокруг все больше любопытных, слушающих и смотрящих на уральских девчонок.

Перед вылетом опять проблемы: большой перегруз, доплаты и т.д. Ругая «добрым» матом Таджикистан, перессорившись со всеми работниками аэропорта, мы, наконец, покидаем эту страну! Вторая бессонная ночь - в самолете, день спали на скамейке в аэропорту Оренбурга, третья бессонная ночь уже по дороге в Магнитогорск, а дома меня ждал еще один сюрприз: отключили горячую воду!